На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Арсен Исмаилов
    КИТАЙ - ХИТРОЖОПЫЙ И НЕБЛАГОДАРНЫЙ элемент ЗА ВСЕ НАШИ ЖЕРТВЫ РАДИ НЕГО ... - НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ БУДЕТ НАШИМ ИСТИННЫ...Китайская ничья в...
  • Александр Клишин
    Наверно надо сначала начать с законодательной и исполнительной власти. Со ВШЭ справится не могут. Наличие иностранног...Блумберг релокант...
  • Виктор Гайдуков
    Россия изнутри совершенно беззащитна, по разным причинам. Тут и безалаберность или продажность отдельных чиновников, ...Блумберг релокант...

Второй раз их убила клевета

О почти забытом подвиге советских летчиков капитана Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова

Полвека назад поэт Роберт Рождественский написал балладу «Огромное небо», которая стала песней – памятником подвигу двух советских летчиков, ценой своих жизней спасших десятки, а может, и сотни других.

Это случилось в Группе советских войск в Германии.

Шло перевооружение 668-го авиационного бомбардировочного полка на новые машины. Звену самолетов-разведчиков Як-28Р оставалось перелететь на аэродром базирования. Погода была нелетная. Добро на вылет получили только в 15.00. Через полчаса самолеты поднялись в воздух, набрав высоту 4 тыс. м (над Берлином нельзя было летать ниже 3 тыс.). Ведущий экипаж – командир капитан Борис Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Янов. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у машины Капустина отказал сначала один двигатель, потом второй.

С Як-28 произошла почти невероятная вещь – почти одновременно отказали оба движка. Специалисты полагали, что отказ двух независимых систем почти невозможен, но на машине Капустина и Янова случилось именно так. А реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом планировать не может по определению.

Низкая облачность не позволяла определить точное местоположение. Пробив облака, экипаж увидел Западный Берлин.

И надо бы прыгать – не вышел

полет,

Но рухнет на город пустой

самолет.

Пройдет, не оставив живого

следа,

И тысячи жизней, и тысячи

жизней,

И тысячи жизней прервутся

тогда…

Юрий Янов прыгать отказался. И это была не бравада, знал: его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, увести от людей, летчик не сможет. Был еще шанс направить самолет на лес, потом катапультироваться обоим. Но лес оказался кладбищем, где накануне Пасхи в великую среду собралось немало людей. Пока Капустин уводил на окраину, катапультироваться было уже нельзя – высота не позволяла. Впереди показались река Хафель и озеро Штессензее. Это был последний шанс.

Но перед впадением в озеро реку перегораживал мост. Капустин потянул ручку на себя, и самолет из последних сил задрал нос. Дамбу с проезжающими по ней машинами перетянули, никого не задев, но в воду ушли с большим наклоном…

Наших на место падения не пустили. Американцы сняли секретную аппаратуру – уникальную РЛС «Орел-Д» (Skipspin по классификации НАТО) вместе с деталями двигателей и два дня исследовали на британской авиабазе в Фарнборо. Погибший экипаж и выпотрошенную машину вернули на третий день. При этом бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и повернули самолет в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием людям, предотвратившим катастрофу».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич посмертно были награждены орденами Красного Знамени.

А потом пришли другие времена, и всю нашу историю переписали. Не обошли вниманием и наших героев.

7 февраля 1997 года в «Комсомольской правде» появляется заметка И. Парова и С. Чернова про песню «Огромное небо» и историю ее создания, в которой утверждалось, будто никакого подвига не было, а был безответственный поступок капитана Капустина, решившего в небе над Берлином закрутить «бочку», продемонстрировав тем самым возможности самолета. В результате двигатели захлебнулись и произошло то, что произошло.

Галине Андреевне Капустиной, вдове командира экипажа, понадобилось немало времени и девять судов, чтобы доказать, что все изложенное в статье – клевета. «Комсомольская правда» вынуждена была опубликовать опровержение, но последствия клеветнической статьи оказались необратимыми. С улицы Капустина исчезла мемориальная доска, школа была переименована, а из школьного помещения, в котором располагался музей памяти капитана Капустина, варварски удалили ценные экспонаты, включая личные вещи летчика, доставленные с места трагедии. В дальнейшем они были безвозвратно утрачены, не исключаю, что банально выкинуты на свалку. Нашлись даже те, кто разбил надгробие на могиле героя.

После восстановления честного имени капитана Капустина школе все-таки вернули его имя. Ростовчане помогли Галине Андреевне поставить новый памятник. Но мемориальную доску на прежнее место так и не вернули…

Осталась только песня об «отличных парнях отличной страны», но сегодня, к сожалению, она исполняется нечасто.

http://www.ng.ru/armies/2017-0...

https://cont.ws/@lapsha71/590500

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх