Киммерийская и скифская эра.
Взгляд на политическую историю Скифии.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.
Наша информация о политической истории скифов случайна и неполна. Геродот упоминает некоторые имена скифских царей, делая возможным построение частичной генеалогии. Но о политике этих царей нам мало известно.
Сломав сопротивление киммерийцев и оккупировав зону степей от Волги до реки Дунай, скифы проявили интерес к укреплению связей с прилегающими странами, в особенности на юге.greenmama.ru, причем так называемой Золотой Скифии —.
Греческие города на северном побережье Черного моря процветали из-за скифской торговли; большинство из них, однако, должно было платить определенную дань скифам, которые предложили в ответ свою защиту. Соседние племена, живущие в регионе Дона –
будины,
Буди́ны (др.-греч. Βουδῖνοι) — древний народ, обитавший, по Геродоту севернее савроматов, и в то же время примыкавший к неврам .
Геродот пишет, что будины были многочисленны, голубоглазы и рыжеволосы, вели кочевой образ жизни. К числу основных занятий будинов относятся охота и рыболовство[1].
На их земле также обитали земледельцы-гелоны, которых Геродот считал переселившимися в земли будинов эллинами, и стоял город Гелон:
- В их области выстроен деревянный город; название этого города Гелон. Длина стены с каждой стороны — 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные и храмы. Там есть храмы эллинских богов (Ἑλληνικῶν θεῶν ἱρὰ), украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском (γλώσσῃ τὰ μὲν Σκυθικῇ), отчасти эллинском[2].
Будины вместе с другими скифскими племенами участвовали в войне против Дария, вторгшегося в пределы Скифии (VI век до н. э.).
По мнению Б. А. Рыбакова, будины археологически соответствуют балтским или славянским народам юхновской культуры. Апеллируя к многочисленности будинов, Б. Н. Граков отводил им обширное пространство от воронежских до полтавских лесостепей, покрытое, по сути, единой (с не очень существенными вариантами) археологической культурой. Культура эта занимает территорию от устья Десны до Ворсклы, к югу от лесной зоны до Северского Донца в его лесостепном и отчасти степном течении с включением лесистого воронежского Подонья[3].
Загадочный народ — будины

Происхождение племени будинов до сих пор скрыто завесой тайны. В научном мире их причисляли к скифам, германцам, сарматам и даже финно-уграм. А некоторые исследователи видели в них даже славянских «водинов», то есть «живущих у воды». Однако древнегреческие авторы связывали этот народ с другим, не менее загадочным племенем — гелонами…
Будины были одним из племён кочевников, населявших Скифию. Вот что сообщает о них «отец истории» Геродот:
«За рекой Танаисом (Доном. — Прим, авт.) уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам… Выше их обитают будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути».

Далее греческий историк отмечает, что будины представляют собой «большое и многочисленное племя» и они отличаются светло-голубыми глазами и рыжими волосами. Кроме скотоводства, они занимались охотой и рыболовством.

Свидетельства Геродота
На этой же земле проживали также и гелоны, которых Геродот считал переселившимися сюда эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов, где занимались земледелием, садоводством и пекли хлеб. По внешнему виду, цвету кожи, языку и образу жизни они различались. Гелоны говорили как на скифском, так и на эллинском языках.

В земле будинов находился и деревянный город под названием Гелон. Из дерева там было построено все: крепостная стена, дома и святилища с алтарями и статуями эллинских богов, сооружёнными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляли празднество в честь Диониса и, по свидетельству очевидцев, приходили в вакхическое исступление.

Будины вместе с другими скифскими племенами участвовали в знаменитой войне против Дария, вторгшегося в пределы Скифии.
Вторжение в Скифию полчищ персидского царя Дария I стало суровым испытанием для всех скифов. По сведениям Геродота, персидский царь собрал более 700 тысяч воинов и 600 кораблей. Невиданный доселе поход начался приблизительно в 512 году до нашей эры.

На своём пути к Дунаю — западным рубежам скифских владений — персы покорили множество различных народов. Понимая, что в открытом бою им будет невозможно разгромить колоссальную по тем временам армию, скифы перешли к тактике партизанской войны: избегали решительных сражений и оставляли за собой лишь выжженную степь.
На общем совете цари будинов, гелонов и савроматов сразу пришли к согласию и обещали помощь скифам. Гелоны и будины вошли в третью скифскую армию, которая под руководством царя Таксакиса Паксака) медленно отступала на север. Персы прежде всего заманивались в те царства, народы которых отказались воевать против единого врага. Но страдали и участники союза.
Персы против скифов
«Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окружённый деревянной стеной. Будины бежали, город опустел, и персы предали его огню», — сообщает Геродот. После этого захватчики прошли страну будинов и достигли совершенно необитаемой пустыни. Скифская конница непрерывно атаковала обозы с продовольствием и уничтожала отдельные вражеские отряды. Скифы всегда обращали в бегство персидских всадников, но никак не могли одолеть регулярную пехоту. Кроме того, невольным союзником персов были их ослы и мулы. Непривычные к их виду и особенно к крику скифские лошади вставали на дыбы и сбрасывали своих седоков. Подобное положение сохранялось свыше двух месяцев. Персы были в отчаянном положении. Пройдя многие сотни километров по выжженной солнцем степи, отрезанные от источников снабжения, они потеряли значительную часть войска, не выиграв ни одного сражения.

Между тем скифский царь Иданфирс наконец решился на открытое сражение. Скифы начали строиться для решительной битвы.
Но незадолго до схватки перед строем всадников пробежал заяц, и всё скифское войско с рёвом и криками устремилось за животным.
Эта незапланированная «охота» произвела огромное впечатление на персидского царя, заявившего: «Эти люди относятся к нам с большим пренебрежением». Но незнание скифских обычаев сыграло с ним злую шутку: у кочевников пробежавший мимо воинского строя заяц считался крайне дурным предзнаменованием.
С наступлением ночи, оставив в лагере больных и ослабевших воинов, Дарий с остатками войска поспешил к Дунаю. Крики привязанных мулов и ослов, мелькание людей у костров убеждали скифов, что персидское войско осталось на месте. Но на рассвете, увидев, что лагерь пуст, скифы немедленно бросились в погоню. Они были убеждены, что персы двинулись обратно по тем местам, где ещё оставалась растительность для лошадей и вода для людей. Но измученные персы выбрали наиболее прямой маршрут по уже разорённой территории. В итоге войска разминулись, и Дарий с остатками армии успел переправиться через Дунай. Персы были спасены. После этого скифы совершили набег на Балканы, опустошив большие территории, вплоть до Малой Азии. Изгнание со своей земли сильнейшей персидской армии превратило их в непобедимый народ и надолго предопределило опасливое отношение к ним всего античного мира.
Новая родина эллинов
Долгое время учёные настойчиво пытались установить точное местонахождение легендарного города Гелон, делая привязки к некоторым районам современных России, Белоруссии и Украины. Сегодня же, похоже, эта тайна раскрыта. Немало археологов и историков склонны считать этим городом огромное Вельское городище, расположенное возле деревни Бельск в Полтавской области Украины. Они утверждают, что нет в Восточной Европе городища большего размера. Его площадь — около 36 кв. км — в четыре раза превышала размеры древнего Вавилона.

Когда-то здесь была сложная система фортификаций, состоящая из четырёх укреплений. Окружали город ров с валами высотой до 9 метров и деревянные стены общей длиной более 30 километров! По оценкам специалистов, на строительстве такой крепостной системы работало не меньше 50-100 тысяч человек, в то время как проживало в ней, по самым скромным подсчётам, от 60 до 80 тысяч человек. Причём в те времена не применялся труд рабов! Другими словами, без функционирования могущественного государства было бы невозможно организовать для работы такую массу людей.
Размеры Вельского городища превышают площадь любого из античных городов Северного Причерноморья. Скорее всего, это был своеобразный центр, в котором селились выходцы из разных родов и племён, подчинённые общему руководству. Здесь были найдены наземные срубы и землянки, хозяйственные помещения, загоны для скота, мастерские и кузницы, святилище с жертвенниками и остатками деревянного храма с колоннами. На городище найдены предметы скифского происхождения и греческого импорта, как из материковой Греции, так и местных городов-колоний.
Сведения Геродота подтверждаются и находками зёрен различных злаковых и бобовых культур, а также семян яблонь и костей домашних животных. Все это позволяет сделать вывод, что самую северную греческую колонию в лесостепи населяли потомки греков, которые поселились среди далёкого северного народа. Ведь даже язык в Гелоне был свой, родившийся от смешивания греческих и скифских слов.
Скорее всего, так город назвали сами переселенцы, ибо это слово имеет древнегреческое происхождение. Ещё в 689 году до нашей эры на южном берегу Сицилии критянами и родосцами был основан город Гела. И хотя историческая наука пока не располагает необходимыми сведениями, не исключено, что выходцы из Гелы могли появиться в городах-колониях Северного Причерноморья, откуда по неизвестным причинам они могли быть изгнаны, после чего поселились на земле будинов и построили город.
Результаты раскопок свидетельствуют, что в 3-м веке до нашей эры жизнь на Вельском городище пошла на спад. В этот период наблюдается упадок торговли и ремесла. В длительном процессе смены племён и народов гелоны и будины, как и скифы, ушли, не оставив после себя прямых потомков.
Можно бесконечно спорить, в каких средневековых этносах растворились гелоны, но невозможно игнорировать участие этого восточноевропейского этноса в античной истории нашего Отечества.
Евгений ЯРОВОЙ
гелоны
ГЕЛОНЫ
Савроматы (др.-греч. Σαυρομάται) — кочевые ираноязычные[1][2][3][4] племена, близкие скифам.
Савроматы также были известны под именем сарматов. «Уже со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э.) этнонимы „савроматы“ и „сарматы“, по-видимому, употреблялись как синонимы»[5].
Савроматы были известны ещё Геродоту (V в. до н. э.), который размещал их восточнее Танаиса, то есть на территории Азиатской Сарматии Птолемея. Геродот указывал, что «за рекой Танаисом — уже не скифские края». Страбон помещает савроматов на Северном Кавказе «между Гирканским морем и Понтом»[6].
Савроматы и ранние сарматы. Интерпретация памятников степной зоны Подонья.
Из-за малого количества материала особых локальных различий в памятниках VI и начала V вв. до н.э. в степной зоне Подонья проследить пока не удается. Но то, что имеется, позволяет говорить скорее о единстве культуры всего населения. Это соответствует и исторической традиции, фиксирующей единство савроматского союза племен на Дону в VI-V вв. до н.э. Здесь уместно коснуться еще одной версии (Диодора Сицилийского) о появлении савроматов у Танаиса, а точнее о появлении группы кочевников, возвратившихся из переднеазиатских походов и назвавших себя савроматами (Диодор, II, 43). То обстоятельство, что эта группа назвала себя савроматами, т.е. приняла их имя, позволяет говорить о том, что пришельцы влились в уже существовавшее объединение под таким именем.
По Диодору савроматы поселились "у Танаиса", без конкретного уточнения на правом или левом берегу. Принимая во внимание последовательность описания Диодором географических зон от азиатской части до европейской (с юга на север через Кавказ), можно предположить, что он имел в виду савроматов южне Дона, т.е. на левобережье. Скорее всего, савроматы Диодора - это кочевники, занявшие обширный район степей междуречья Дона и Нижней Волги. Именно здесь четко фиксируется по археологическим памятникам "внезапное" появление новых элементов материальной культуры в VI в. до н.э. (Мамонтов, 1980, с. 194).
Позднее эта группа савроматов под именем сираков распространила свое влияние на обширные территории Предкавказских степей (Виноградов, 1965). О том, что предки сираков могли участвовать вместе со скифами в переднеазиатских походах, свидетельствует упоминание Птолемеем области Сиракены в Закавказье (Птолемей. География, V, 139). Подобное предположение об участии сираков в этих походах высказал К. Мюлленгоф, позднее Л.А. Ельницкий (1977, с. 108 и сноска).
Савроматская принадлежность памятников VI-V вв. до н.э. междуречья Дона и Нижней Волги никем не оспаривается. В этом отношении они могут служить эталоном при определении того или иного археологического комплекса. Но не следует забывать, что в других географических зонах савроматской территории памятники могут и должны иметь свои особенности.
В V в. до н.э. в низовьях Дона поселяется племя язаматов, которое, вероятно, также вошло в савроматский союз. С язаматами можно связать археологические памятники дельты Дона (Елизаветовское поселение, курганы и т.д.) и прилегающих районов, на правобережье - до низовьев Северского Донца, на левобережье - до р. Маныч (Максименко, 1983, с. 119-123).
В IV в.
до н.э. в античных источниках появляется новый этноним для обозначения населения степного Подонья - "сирматы". Среди большинства исследователей распространено мнение, что впервые этноним "сирматы" употреблен в перипле псевдо-Скилака (около 338 г. до н.э.) в описании Европы, где он сообщает, что "сирматы" (за скифами сирматы) народ и река Танаис (составляют) границу Азии и вропы" (псевдо-Скилак, 68). Далее автор, упоминая в описании Азии савроматов, выделяет их в особый народ: "От реки Танаиса начинается Азия и её первый народ на Понте савроматы" (псевдо-Скилак, 70).
Сирматы упоминаются также в "Землеописании" Эвдокса. Он пишет, что "вблизи Танаиса живут сирматы" (Эвдокс, фр. кн. I, 1). Обычно труд Эвдокса относят к IIIв. до н.э., считая что он написан Эвдоксом Родосским (Латышев, 1947, 3, с. 273; Граков, 1947, с. 102; Смирнов, 1964, с. 194), но если признать правильной точку зрения М.И. Ростовцева и Д.А. Мачинского (Мачинский, 1971, с. 44), что этот труд принадлежит Эвдоксу Книдскому, писавшему около 370-365 гг. до н.э., то можно говорить, что сирматы впервые упоминаются в начале IV в. до н.э., а появиться у Танаиса могли и ранее. См. рис. 3. (По Д.А. Мачинскому)
Относительно появления сирматов и их родства с савроматами нет единого мнения. Одни исследователи считают, что сирматы - это одна из групп восточного савроматского объединения, переправившаяся на правый берег Дона и являвшаяся первой волной последовавшего затем широкого наступления ираноязычных племен из районов Поволжья, известных в античных источниках более позднего периода под именем сарматов (Смирнов, 1964, с. 196). Другие считают, что сирматы не родственны савроматам, а являются представителями угро-финского населения междуречья Дона и Северского Донца (Либеров, 1969, с. 37). Большинство авторов придерживается мнения, что сирматы - это первая волна савроматов, появившаяся на правом берегу Дона в IV в. до н.э. (Смирнов, 1971, с. 192; Мошкова, 1977, с. 209).
Такое утверждение требует уточнения, поскольку оно явно противоречит данным письменных источников, фиксирующих савроматов на этой территории до появления сирматов. Это противоречие легко снимается, если внести уточнение в понятие "савроматы", которым оперируют археологи. Если говорить о савроматах как носителях определенного этнонима и об определенной группе кочевников, чья территория охватывает и районы правобережья Дона, то "вопрос" о появлении савроматов на "савроматской земле" абсурден. Но если предположить появление на правобережье Дона нового населения со специфическими чертами савроматской археологической культуры Заволжья и Приуралья (по К.Ф. Смирнову), но отличающейся в некоторой степени от савроматской культуры прежнего населения, то станет ясным и появление нового этнонима.
Начиная с III в. до н.э. вместо названия "сирматы" в античных источниках появляются термины "сарматы" и "Сарматия" (для обозначения тех мест, где ранее упоминались савроматы и сирматы).
Псевдо-Скимн, цитируя Деметрия из Каллатиса, сведения которого относятся к III в. до н.э., помещает на Танаисе сарматов (псевдо-Скимн, 874-885). Однако, если принять точку зрения Д.А. Мачинского, которая весьма убедительна, то появление термина "Сарматия" следует отнести еще к последним десятилетиям IV в. до н.э. Он появляется в трудах Гераклида Понтийского, сведения которого повторяет автор III в. до н.э. Антигон Каритский (Антигон Каритский, 167) со ссылкой на Каллимаха (310-235 гг. до н.э.).
Позднее античные авторы - Исигон Никейский, Сотион (I в. до н.э.) - повторяют это сообщение, заменяя название "Сарматия" названием "земля савроматов" (Исигон Никейский, XIV; Сотион, 22), так как у античных авторов с конца II в. до н.э. и позднее в некоторых случаях этнонимы "сарматы" и "савроматы" становятся синонимами.
Термин "Сарматия" употребляется и у Теофраста (372-287 гг. до н.э.) в отрывке "О водах", где он пишет, что "животное таранд водится в Скифии, или Сарматии" (Теофраст, фр. 172).
О существовании Сарматии на европейской части бывшей Скифии, возможно, свидетельствует и рассказанная Полиеном легенда о сарматской царице Амаге, жене сарматского царя Медоссака, которая во главе небольшого отряда по просьбе херсонесцев совершила набег на крымских скифов (Полиен. Военные хитрости, VIII, 56).
По мнению М.И. Ростовцева, эта легенда восходит к трудам историка Филарха, описавшего события 272-220 гг. до н.э. и херсонесских историков III в. до н.э. (Ростовцев, 1925, с. 137, 138)*.
* Я. Харматта относит это событие к 165-140 гг. до н.э.
Объяснить, почему изменилось название "сирматы" на "сарматы" весьма затруднительно. Скоре всего "сирматы" - это искаженное греками произношение общеплеменного названия сарматов (народа "сайрима" Авесты), народа, чья прародина находилась в степях Заволжья и Южного Приуралья. Возможно, одной из западных групп этого народа во времена Геродота и до него являлись исседоны, названные им в качестве ближайших восточных соседей савроматов и тех немногих дальних племен, о которых у греков имелись кое-какие сведения (Геродот, IV, 16).
Не исключено, что под влиянием определенных процессов исторического развития кочевого общества часть восточных соседей савроматов вынуждена была передвинуться на новые земли из Заволжья в степи западнее Дона. Д.А. Мачинским подмечен один интересный факт: появление первых сведений о сарматах-сирматах совпадает по времени с прекращением притока оригинальных сведений об исседонах (Мачинский, 1971, с. 54).
Как бы там ни было, не позднее чем с IV в. до н.э., термины "Сарматия" и "сарматы" становятся столь же распространенными, как и "савроматы", но применительно только к территории и населению европейской части, т.е. к землям западнее Дона. Античные авторы IV-III вв. до н.э. ни разу не отождествляли сарматов с савроматами, наоборот, они даже отличали их от "женовладеемых савроматов" (псевдо-Скимн, псевдо-Скилак). Слияние этих этнонимов происходит только во II в. до н.э.
Итак, в "сирматах" псевдо-Скилака и Эвдокса следует видеть первую волну сарматов. Но эти сарматы еще не являлись носителями прохоровской археологической культуры, традиционно считающейся "чисто" сарматской, а их культура более близка савроматской, точнее, её донскому (правобережному) варианту, в котором в сильной степени отразились и скифские элементы. Более "скифский", нежели "савроматский" облик культуры населения этого региона (савроматов, позднее сирматов-сарматов) предопределил те сомнения, которые привели к интерпретации памятников этого региона как принадлежавшим скифам. Как мы могли убедиться, это явно противоречит античной традиции, размещающей на этой территории первоначально савроматов (Геродот), затем - сирматов-сарматов (псевдо-Скимн и др.).
В археологии Дона сирматов-сарматов (носителей савроматской археологической культуры) можно связать с группой памятников, обнаруженных в междуречье Дона и Северского Донца (Шолоховский курган, курганы V-III вв. до н.э. Сладковского могильника, Карнауховский курган и т.д.).
В IV-III вв. до н.э. сирмато-сарматские элементы погребального обряда и некоторые черты материальной культуры, характерные для группы памятников междуречья Дона и Северского Донца (квадратные могильные ямы, коллективные захоронения, южная ориентировка погребенных, особые формы керамики и т.д.) начинают проявляться среди населения степной зоны левобережья Дона (погребение 2 Ясыревского кургана 1; погребение 26 кургана 5 Койсугского могильника, Азовский курган и т.д.).
Это дает возможность предположить, что первое продвижение сирматов-сарматов из районов Заволжья шло севернее излучины Дона, не затрагивая районы междуречья Дона и Нижней Волги, где по-прежнему обитала часть племен савроматского союза, сохранивших свою самостоятельность и само название. С этими савроматами следует связать памятники VI-IV вв. до н.э., раскопанные В.П. Шиловым на Есауловском Аксае, и ряд других памятников этого района. Эти савроматы, которые позднее были вынуждены переместиться в районы Предкавказья и Прикубанья под натиском племен прохоровской культуры, создали мощный союз во главе с сираками, которые контролировали частично левобережные районы Подонья до появления там сарматов-аорсов.
были, очевидно, до некоторой степени под властью скифов. Все они поддерживали скифов против царя Дария в 512 г. до
н.э. По этому же поводу невры, андрофаги и меланхлены декларировали нейтралитет,
который встретил неприятие скифов, сурово покаравших этих нейтралов после ухода Дария из Скифии. Главной проблемой внутренней политики скифских царей было, возможно, распределение пастбищных районов между главной ордой и второстепенными, с тем чтобы достаточно защитить интересы каждой орды в разведении лошадей и скота. Кажется вероятным, что скифское государство находилось под предводительством не одного, а двух царей – как это случилось с хьюнг-ну и тюрками – или же даже большего количества. Описывая скифскую подготовку для защиты своей страны против Дария, Геродот упоминает три скифских правителя
(Скопасиса,
Скопасис (ἐβασίλευε Σκώπασις, προσχωρέειν Σαυρομάτας) — царь савроматов VI века до н. э., один из царей Великой Скифии, игравший заметную роль в разгроме войскперсидского царя Дария I.
picsbase.ruВсе полководцы мира:: СКОПАСИС
О Скопасисе сообщается в «Истории» Геродота. В её четвёртой книге содержится рассказ о вторжении войска персов во главе с царём Дарием I в Скифию. Среди противников персов Геродотом назван и Скопасис, правитель первой из трёх частей Скифского царства. По предложенному Скопасисом плану, савроматы и скифы должны были отступать кТанаису вдоль Меотиды[1].
Позднее часть этого отряда Скопасиса была направлена для переговоров с ионянами, охранявшими мост через Истр[2].
Иданфирса
Иданфирс. В своей книге "Из истории культуры Древней Руси" академик Б. А. Рыбаков писал: "В VII веке до н. э. причерноморские степи заняли племена скифов..." Покорив Вавилон, персидский царь Дарий I Гистасп в 514 г. до н.э. предпринял грандиозный поход на Скифию. Переправившись через Дунай, его войско ринулось в Гетскую пустыню - нынешнюю Бессарабию, и здесь его встретил вождь скифов Иданфирс. О нем мы знаем благодаря "отцу истории" Геродоту. Армия персов более чем в десять раз превосходила скифское войско, а потому Иданфирс избрал тактику маневрирования, временного отступления, которую в 1812 г. так же успешно использовал Кутузов. Война затягивалась, пишет Геродот: "и Дарий отправил всадника к царю скифов Иданфирсу с приказанием передать следующее: "Чудак! Зачем ты все время убегаешь, хотя тебе предоставлен выбор? Если ты считаешь себя в состоянии противиться моей силе, то остановись, прекрати свое скитание и сразись со мною. Если же признаешь себя слишком слабым, тогда тебе следует также оставить бегство и, неся в дар твоему владыке землю и воду, вступить с ним в переговоры".
На эти слова царь скифов Иданфирс ответил так: "Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой - это я также объясню. У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли, мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если вы желаете во что бы то ни стало сразиться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет. Но до тех пор, пока не заблагорассудится, мы не вступим в бой с вами. Это я сказал о сражении. Владыками же моими я признаю только Зевса и Гестию, царицу скифов. Тебе же вместо даров - земли и воды - я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь. А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще дорого заплатишь! " Таким был ответ скифов", - заключает Геродот.Последствия известны. Измотав персов, оставив их коней без травы, а людей без еды и воды, Иданфирс со своим свежим, полным сил, войском выступил против Дарий и вынудил его бежать. По гипотезе Б. А. Рыбакова, главный военный лагерь Иданфирса находился в самом удобном месте междуречья Дуная и Днестра, на его правом берегу, в скифском селении на месте нынешнего Белгорода-Днестровского. После ухода персов Иданфирс со своими воинами отдыхали здесь и праздновали победу над врагом. А когда через двенадцать лет к днестровскому берегу причалили корабли эллинов, их встречали на берегу посланцы скифского царя и пригласили в гости. Грекам так понравились местные жители и удобное место на реке, что они решили основать здесь свое поселение, которое назвали Офиусса, а затем Тира. Так что нашему городу давно уже исполнилось 2500 лет...
и Таксакиса).
Каждый из них управлял своей собственной ордой, (Ордой ли?),
в то время как каждая орда в свою очередь состояла из нескольких частей (ср. тюркский улус) и кланов (ср. тюркский йурт), возглавляемых племенными и родовыми князьями и предводителями. Эта сложная аристократическая система была спаяна авторитетом царского дома, о котором мы можем судить по тщательности, с которой сохранялись царские могилы148. Благодаря связям с греческими и черноморскими городами часть скифов постепенно подверглась влиянию греческой цивилизации. История Геродота о скифском царе Анахарсисе весьма характерна с этой точки зрения.
Анахарсис отправился в путешествие по Греции и провел некоторое время, обучаясь в Афинах (в конце седьмого и в начале шестого века до н.э.). Поскольку большинство скифов были против каких-либо нововведений, Анахарсис после своего возвращения в Скифию был убит своим братом Саулиусом, который может быть назван предводителем скифских
консерваторов. История Анахарсиса повторилась позднее в судьбе Скила, сына царя Ариапита. Принц был также казнен. Около 512 г. до н.э. Скифия была оккупирована армией Дария, царя Персии. Исходная точка Дария – Халкедон на Боспоре149. Был сооружен понтонный мост, по которому его армия пересекла Боспор и направилась на север через Фракию. Одновременно его флот идет на Черное море для встречи сухопутных войск в устье Дуная. На своем пути к Дунаю он завоевал фракийское племя гетов. Когда его армия достигла реки, Дарий приказал соорудить еще один понтонный мост, который был оставлен под охраной ионийских греков, его вассалов. Его главная армия тем временем вошла в Бессарабию, держа путь собственно в Скифию. Именно тогда скифы запросили своих северных и восточных соседей о помощи, как упоминалось выше150. Поскольку некоторые из них отказали в какой-либо помощи, скифы решили встретиться с персами не в обычной битве, а разделить свои силы на три части и отступить вглубь, уводя свой скот, сжигая траву и уничтожая колодцы. Это стало классическим примером стратегии «выжженной земли», использованной русскими Против Наполеона в 1812 г. и против Гитлера в 1941 г. Описание Геродотом кампании детализировано, но мы не знаем, насколько оно надежно. Его информатор вероятно слышал истории об этом от стариков, которые сами не могли быть очевидцами событий и лишь передавали, что знали от людей предшествующего поколения. На базе повествования Геродота ход кампании Дария может быть реконструирован по следующим линиям: персы пересекли черноморские степи от устья Дуная на восток к рекам Дон и Донец.
После сожжения города будинов они сначала повернули на север, а затем на запад. Таким путем они прошли через страны меланхленов, андрофагов, невров и агатирсов. В конце концов они вернулись назад на юг к нижнему Дунаю. Предположив такой маршрут Дария можно определить, что вся кампания должна была длиться более шестидесяти дней, в течение которых, по Геродоту, ионийцы обещали охранять дунайский мост. Эти последние, однако, оставались дольше назначенного времени и все еще охраняли мост, когда Дарий наконец появился с остатками своего войска. Вся кампания провалилась. Сначала скифы не оказывали сопротивления, они начали терзать персидские войска как только они побежали. Согласно Геродоту, скифские агенты принуждали к дезертирству ионийцев, охранявших мост, которые первоначально дрогнули, но большинство их в конце концов осталось. Таким образом Дарию удалось привести во Фракию по крайней мере часть своей армии. Недавно М.И. Ростовцев предложил новую интерпретацию подлинного смысла скифской кампании Дария151. По мнению этого ученого, царь-воин не склонялся к завоеванию и не намеревался уничтожить и подчинить Скифскую империю. Его целью было только «совершить впечатляющий рейд в Скифское царство как доказательство персидского могущества и нанести один или два тяжелых удара по скифской армии». Ростовцев полагает, что Дарий преуспел в своем предприятии. Это воззрение можно принять в качестве исключительного, и очевидно, что если Геродот преувеличивал неудачу Дария, то Ростовцев зашел довольно далеко в другом направлении. Может случиться, что персидский монарх намеревался удовлетвориться лишь разведывательным рейдом, но его потери были, вероятно, более серьезными, нежели он предполагал, и в любом случае результаты разведки были далеко не блестящими, поскольку она показала колоссальную силу скифов. Преследуя по пятам отступающего Дария, отряд скифов напал на фракийский Херсонес (современное Галлиполи). Неудача самого Дария и его сына и наследника Ксеркса в завоевании Греции через серию кампаний, которые продолжались от 490 до 479 г. до н.э., равно как и последующая широкомасштабная война между персами и греками, предотвратили возможность каких-либо дальнейших агрессивных действий персов против скифов. Лишь вместе с основанием Македонского царства в середине четвертого века до н.э. дунайская граница Скифии оказалась под угрозой. В последний год правления Филиппа Македонского его сын, знаменитый Александр, преследуя фракийские племена трибаллов и гетов, занял остров Пеус и
пересек Дунай в северном направлении (335 г. до н.э.)152. Эта кампания вновь оказалась лишь разведывательной операцией, поскольку сперва смерть его отца, а затем трудности в Греции отвлекли внимание Александра от Дуная. Он затем сконцентрировал свои усилия на борьбе с персидским царем. Его грандиозная восточная кампания (334 – 325 г. до н.э.)
вылилась в подрыв могущества персов с последующей эллинизацией всей Передней Азии. Нас интересует в этой связи попытка Александра завоевать северо-восточный угол иранского мира – Южный Туркестан. После разгрома основной персидской армии великий полководец преследовал ее остатки до берегов реки Окс (Аму-Дарьи) и установил свой контроль над
Бактрией (район современного Балхаша). Затем он основал город на реке Джазарт (Сыр-Дарья), который должен был
служить форпостом эллинизма в Туркестане. Город был назван «Дальняя Александрия» (современный Ходжент). Кампания
Александра выше Джазарта, однако, не удалась. Саки оказали отчаянное сопротивление, а царь не имел времени для крупномасштабной агрессивной операции. Он оставил дело неоконченным и обратился вместо этого к Индии. Итак, мы видим, что Александр начал свою борьбу с северными иранцами с молниеносного удара через Дунай (против скифов) и завершил
и Согдианы. Для сохранения своего владычества он посылал туда тысячи греческих и македонских колонистов. В одной лишь
Дунай и вторгся в Скифию. Ему удалось достичь Ольвии, но затем он вынужден был бежать, был разбит и погиб с большинством своего войска, вероятно, где-то в Бессарабии. В начале третьего века до н.э. Лизимах, один из наследников Александра, предпринял кампанию против гетов, в ходе которой он пересек Дунай и двинулся в регион Днестра. Его армия, однако, была окружена гетами, которых очевидно поддерживали скифы. Лизимах был захвачен в плен (291 г. до н.э.)156. Несколько лет спустя западная часть Скифии подверглась угрозе вторжения кельтов, известных также как галлы. Начиная с 284 г. до н.э., кельты опустошали Фракию, и некоторые из их банд вторгались также в Западную Украину и Бессарабию157. Они оставили некоторые следы в топонимике этих регионов. Например, имя города Барлад в Молдавии происходит, по предположению Якоба Бромберга, от имени кельтского племени бритолагов (бритогаллов)158. Имя города Галич (Калич) в
Галиции может быть так же связано с галлами (галлы), равно как само имя Галиция. В то время как западные границы Скифии были истерзаны кельтами, ее восточная часть подверглась угрозе сарматов, которые оказывали давление с региона над Волгой. В начале третьего века до н.э. сарматы приблизились к восточным берегам реки Дон и к концу века уже пересекли
Дон в западном направлении. Под давлением как с запада, так и с востока, скифы смогли удержать до начала второго века до н.э. лишь центральную часть своей бывшей империи. Теперь они сконцентрировались в степях Северной Таврии и Крымского полуострова. Их палатки близко придвинулись к греческим городам Боспорского царства. Курган Куль-Оба вблизи Керчи остается памятником этого движения скифов в глубь Тавриды.
Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/14
Свежие комментарии