На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Великие тени истории

7 087 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Т
    Такое впечатление что Пушкин Сказку о рыбаке и золотой рыбке писал с нынешней чухони.Шпротожуи атакуэ!...
  • ММ
    Русские оккупанты врывались в разрушенные кишлаки и деревни и оставляли за собой каменные дома, больницы и заводы...За что эстонцы не...
  • саша пупкин
    Вот после эстонцев походу точно пустыня останется))За что эстонцы не...

Григорий Бахчиванджи: тайна гибели летчика, без которого, как говорил Гагарин, «не было бы и 12 апреля 1961 года»

Как известно, 12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос. Этим человеком был Юрий Гагарин. Однако сам космонавт говорил, что всего этого могло бы и не быть, если бы не вклад Григория Бахчиванджи, погибшего во время войны.

«Организованный и улыбчивый»

Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился в 1909 году в станице Бриньковская Краснодарского края в семье греков.

Еще в детских играх, где требовалась сила и ловкость, Григорий, который в возрасте 6 лет остался без матери, превосходил своих сверстников. Кроме того, мальчик хорошо пел, играл на музыкальных инструментах и много читал. Позже Бахчиванжди переехали в станицу Приморско-Ахтарскую, а затем в Мариуполь. Именно в Мариуполе началась трудовая жизнь Григория. Как писал в своих мемуарах «Триста неизвестных» летчик Петр Стефановский, Бахчиванджи работал паровозным машинистом, слесарил на заводе.

В 1931 году Бахчиванджи ушел в армию, а спустя 3 года уже окончил Оренбургскую школу пилотов. Мастерство Григория Яковлевича и его высокая техническая грамотность были по достоинству оценены, поэтому вскоре он был направлен на работу в научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил. Впрочем, ценили Бахчиванджи и сослуживцы. Сержант ВВС Дмитрий Ткаченко характеризовал его как «организованного, всегда собранного, подтянутого и улыбчивого» человека. Специалист по аэродинамике Владимир Пышнов вспоминал, что Григорий Яковлевич даже не имел вредных привычек.

Военные годы

Работу Григория Бахчиванджи в НИИ прервала Великая Отечественная война. Начинал войну Григорий Яковлевич в полку избранных летчиков-истребителей под командованием Петра Стефановского.

Стоит отметить, что в одном из боев летчик даже спас жизнь Стефановскому. А вообще в первые месяцы войны Бахчиванджи сделал в общей сложности 68 вылетов, в том числе в разведывательных целях. Лично Григорий Яковлевич отправил на землю 5 вражеских самолетов и еще 3 гитлеровских машины уничтожил в группе. За боевые заслуги он представлялся к званию Героя Советского Союза, но тогда так его и не удостоился.

В 1942 году Григория Бахчиванджи отозвали с передовой обратно в НИИ BBC. Требовалось испытать новый реактивный самолет «БИ–1». Когда поступило распоряжение командировать летчика-испытателя Бахчиванджи в тыл, Стефановский отнесся к этому с недоверием. Дело в том, что он все еще хорошо помнил слова Сталина, сказанные в самом начале войны: «Товарищ Стефановский, сколько надо дней, чтобы сформировать полк, который будет способен вести воздушные бои?». Стефановский тогда призадумался. Сказать много - нельзя, не та обстановка, мало - как бы не прослыть легкомысленным командиром. «Три месяца», - выпалил Стефановский. Сталин ответил: «Нет у нас такого времени!».

Гибель летчика

Как бы то ни было, в 1942 году Григорий Бахчиванджи прибыл в НИИ для испытаний первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем. Разработка «БИ-1» (Березняк-Исаев) началась только весной 1941 года, а уже 15 мая 1942 года, как пишет в своей книге «Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и другие» Николай Якубович, на аэродроме Кольцово под Свердловском произошло событие, которое советские идеологи окрестили не чем иным, как «Полетом в новое». Именно в этот день Бахчиванджи отправился в дебютный полет на истребителе. Впоследствии Юрий Гагарин сказал: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

Вот только сам Григорий Бахчиванджи был настроен не столь оптимистично. Говорят, он как-то предсказал: «Однажды этот самолет меня убьет». Бахчиванджи оказался прав. Седьмой полет на истребителе, во время которого Григорий Яковлевич установил рекорд скорости в 800 км/час, стал для него последним. При посадке БИ разбился. Установить причину трагедии специалисты тогда не сумели.

Лишь спустя несколько лет при продувках модели самолета в аэродинамической трубе было выявлено, что причиной катастрофы мог стать флаттер. Суть этого явления состоит в том, что при высоких скоростях крылья самолета с дозвуковым профилем не выдерживают нагрузки. А в 1973 году Григорий Бахчиванджи наконец был удостоен звания Героя Советского Союза.

 

Ссылка на первоисточник
наверх