
От подпаска до заместителя наркома
Сергей Никифорович Круглов родился в 1907 году в деревне Устье Зубцовского района Тверской губернии «в семье крестьянина-бедняка» (так указано в автобиографии, написанной 25 декабря 1948 года).
В 1909 году родители Круглова перебрались в Петербург, где глава семьи устроился на завод молотобойцем.Однако после революции мать Круглова вместе с детьми вернулась в деревню. Как писал сам Сергей Никифорович, они «сильно нуждались». Поэтому неудивительно, что, еще будучи школьником, мальчик подрабатывал подпаском и пастухом, а позже избачом и трактористом. Но после службы в РККА Круглов поступил в Московский индустриально-педагогический институт, откуда потом перевелся в японский сектор института востоковедения.
В 1937 году, когда Сергей Круглов продолжил образование в Институте красной профессуры, он был переведен в отдел руководящих партийных органов ЦК ВКП(б). В следующем году, когда в НКВД пришел работать Лаврентий Берия, Круглова направили на работу в Наркомат внутренних дел. Стремительная карьера Сергея Никифоровича в этом ведомстве указывает на то, что он пользовался покровительством Берии. Очень скоро Круглов стал заместителем наркома внутренних дел и одновременно начальником отдела кадров. Как утверждает Николай Зенькович, автор издания «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина», именно Сергей Круглов руководил массовыми чистками выдвиженцев Николая Ежова.
Начало конца
Великую Отечественную войну Сергей Круглов встретил уже в должности первого заместителя наркома внутренних дел СССР, которым тогда был все тот же Лаврентий Берия. Во время войны Круглов не только организовывал заградотряды в войсках, но и руководил депортацией чеченцев, ингушей и других народов в 1944-45 годах. И близость к Берии, и переселение народов, и другие «грубые нарушения социалистической законности» впоследствии Круглову припомнят. Однако сам Сергей Никифорович в частности о переселении чеченцев говорил так: «Я не являлся инициатором выселения чеченцев. Нам было объявлено, что оно проводится по решению ГКО… Мог ли я в то время отказаться от выполнения приказа?».
Однако до второй половины 1950-х годов Круглов жил относительно спокойно. Сергею Никифоровичу, награжденному в военные годы несколькими почетными орденами, в 1945 году доверили обеспечение безопасности глав делегаций на Крымской и Потсдамской конференциях. За это военачальник получил звание рыцаря-командора Британской империи. В декабре 1945 года Круглов стал народным комиссаром внутренних дел, а потом и министром внутренних дел страны. Он занимал этот пост до 1956 года с небольшим перерывом, когда после смерти Иосифа Сталина, в марте-июне 1953 был первым заместителем. В 1956 году Сергей Круглов был назначен заместителем министра строительства электростанций.
Опала и загадочная смерть
В июне следующего года, как пишет в своей книге «Щит и меч. Руководители органов госбезопасности» Александр Колпакиди, на очередном пленуме ЦК КПСС впервые всерьез заговорили о Сергее Круглове. Генеральный прокурор Роман Руденко заявил о том, что Круглов не оказывал никакого содействия при расследовании дела Берии и даже ходатайствовал за врачей, которые делали аборты сожительницам Лаврентия Павловича. Звучали и другие обвинения в адрес бывшего министра. После этого карьера Круглова пошла под откос. В том же году он был уже назначен заместителем председателя СНХ Кировского административного экономического района, а через несколько месяцев и вовсе вышел в отставку. Основанием для удаления Сергея Никифоровича стало его состояние здоровья: в тот момент он находился на инвалидности.
Однако санкции на этом не закончились. В 1959 году Круглова лишили генеральской пенсии и выселили из элитного дома, где он проживал. В 1960 году решением Комитета партийного контроля Сергея Круглова исключили из партии. Экс-министр обращался с просьбой разобраться в ситуации и в ЦК, и к самому Никите Хрущеву, но все его обращения остались без внимания. Круглов оказался в изоляции, поэтому о последнем периоде его жизни известно немного. Неудивительно, что ходили слухи, будто преемник Берии наложил на себя руки. Впрочем, что случилось с Кругловым, неясно до сих пор. 6 июля 1977 года он погиб под колесами поезда в районе станции Правда. Там находилась дача семьи Кругловых, но как Сергей Никифорович оказался на путях, осталось загадкой. Профессор Владимир Некрасов, знаток истории министерства внутренних дел, отмечал: «Неизвестно еще, сам ли он попал под поезд, или толкнули его».
Свежие комментарии