На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Великие тени истории

7 079 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Понимание растёт - таджики обнаглели в конец.Крепнет и развива...
  • Валерий Бирюков
    С таджиками пора кончать: не хотят по-хорошему, нужно по-плохому.Крепнет и развива...
  • игорь petroff
    закрой свой рот, ублюдок!Анонсированный ан...

Неизвестный "Домострой"

Один из источников, которым постоянно пользуюсь при написании книги "Покров над Троицей", является имеющий мрачную репутацию "Домострой"

Есть такие книги, которые не изучают в школе, не читают по своему выбору, но знают про них все – таков «Домострой». Мнение, что эта книга - доказательство русской дикости, там учат воспитывать детей побоями и проповедуют кнут для жены, опирается на весьма авторитетные личности:
Трудно представить себе большее извращение христианства, чем отвратительный «Домострой». Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный характер. -  писал Бердяев Н. А. в «Русской идее» в  1946 году.


Тему «природной дикости русских» с удовольствием подхватили «наши западные партнеры» и прислуживающие  им либералы.

  Мне довелось найти в современном англоязычном издании статью за 2016 год  с названием :  “If He Beats You, It Means He Loves You” (Он Бьет Тебя, Это Значит, Что Он Любит Тебя”), где рассказывают о насилии в семьях над женами в современной России и ссылаются на "Домострой", как на книгу,  демонстрирующую  историческую преемственность этой "традиции". Отечественные либеральные авторы тоже указывали на угнетенное положение "слабого пола" на Руси. Историк Костомаров писал: «Русская женщина была постоянною невольницею с рождения и до гроба. Её держали взаперти, мужья избивали жён плетью, розгами, дубинами.»

  Если почитать оригинал "Домостроя" то цитаты с этими ужасами вы там не найдете. Про битье там действительно написано, но про битье не жены, а слуги, и то с целой страницей оговорок.

О насилии в этом учении написано следующее:

  «Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего и его жену, и детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.»

   «Домострой» – памятник русской культуры и домашняя энциклопедия, источник знаний о том, чем и как жили наши предки, каких моральных норм придерживались, какие нравственные критерии проповедовали, ибо «Домострой»  был наставником разных правил  не только семейной-бытовой, но и духовной жизни.

  Протопоп Сильвестр, духовник Ивана IV Васильевича, был редактором «Домостроя», собравшим известные русские и западные книги, чтобы ответить на главные вопросы жизни:

- Как относиться к Церкви и власти;

- Как строить отношения в семье;

- Как вести домашнее хозяйство.

  В советское время были придуманы две новые книги в пику «Домострою». Одна называлась «Домоводство», вторая  - «Книга о вкусной и здоровой пище», хотя даже набор глав и список освещаемых вопросов был близок к ругаемому «Домострою».

  Этот кладезь чтили 400 лет как полезный свод правил, следуя которому люди обретали уважение и семейное счастье. И только в XIX веке, после проникновения в русское дворянство либеральных западных идей, средневековый трактат стали обвинять в жестокости и необоснованной грубости, а потом и вовсе позабыли, иногда упоминая лишь самые нелицеприятные моменты наказаний слуг и нерасторопных жен. Но таким ли жестоким и унылым был уклад жизни, предлагаемый  в «Домострое», как об этом принято читать.

  «Домострой» был далеко не первой попыткой систематизировать пособия и наставления.

  На Руси издавна создавали всевозможные «поучения», где авторы стремились передать потомкам свой опыт в государственном строительстве и отношениях с другими людьми. Безусловно, самый известный пример такого произведения — «Поучения Владимира Мономаха». Однако «Домострой» стал первой «настольной» книгой, написанной на практические темы максимально понятно читателю, для чего автор использовал обыденный светский язык наряду  с церковнославянским.

  Хотя первая книга была составлена в Новгороде в конце XV века, и сборники наставлений для домохозяина были известны до знаменитого сильвестровского «Домостроя», именно его редакция получила широкое распространение в России с середины XVI века.

  Книга состояла из 67 глав и начиналась с «Поучения отца сыну».

Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле...

  Домострой догматичен. Его написание было необходимо в те годы. Текст трактата помогал в трудных ситуациях. Определённость отношений предпочтительнее непредсказуемости.

  Вера, закон и любовь — три основания, на которых стоит настоящий Дом. Закон обеспечивает порядок, Любовь обогащает порядок милосердием, без которого он переродился бы в деспотизм. Вера придает смысл всему зданию.

  Академик Д. С. Лихачев писал: «В “Домострое” перед читателем развертывается грандиозная картина семейного быта и идеального поведения хозяев и слуг <…>. Идеал “Домостроя” — это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости — запасливости и аскетизма».

  Вопреки бытующим стереотипам,  «Домострой» стремился к смягчению нравов своего времени, экономически и богословски обосновывая умеренность в наказаниях. Он запрещает бить по глазам и ушам, «под сердце кулаком», деревянными и железными предметами, чтобы битье не приводило к порче здоровья. При этом битье может быть применено только в качестве крайней меры, за очевидную вину и лишь тогда, когда другие способы воспитательного воздействия исчерпаны.

  Представляю, как будут возмущены мои сверстники, когда я позволю себе утверждать, что гений отечественной педагогики Макаренко начал свою карьеру с рукоприкладства аккурат в соответствии с наставлениями «Домостроя» - применять физические наказания, когда другого выхода уже не остаётся.

  Оцените, с каким трепетом и восторгом пишет «Домострой» про женщину, называя источником благополучной жизни и наградой для мужа.

  «Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь <…> Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. <...> За жену хорошую мужу хвала и честь.»

  Отражая принципы социальной жизни и нравственного воспитания человека в неразрывной связи с православной верой, сборник «Домострой» являлся одним из столпов, повлиявших на формирование русского характера.

  Данное средневековое творение структурно разделено на три части: духовную, мирскую и хозяйскую. В первой изложены положения, отражающие взаимоотношения русского человека с Всевышним и Царём. Второй раздел повествует о правильном семейном устройстве, а третий подсказывает, как гармонично вести домашнее хозяйство.

  Хозяйственная бережливость

  Из «Домостроя» берёт своё начало такая свойственная русскому характеру черта, как хозяйственная бережливость, о чём писал в своих работах академик Дмитрий Лихачёв. Текст этого свода пестрит советами об экономном образе жизни и нестяжательстве, при котором надо довольствоваться тем, что есть. Формулы «ешь то, чем можно быть сыту, пей то, чем можно утолить жажду, одевайся так, чтобы не быть нагу» и «что сам можешь сделать, за то денег не плати» сформировали менталитет человека, не стремившегося капитализировать свой заработок.

  Отсюда же проистекает тяга русского человека к собиранию разного рода бывших в употреблении предметов, которые они переделывали в нечто необходимое, сохраняя при этом свои сбережения.

  Главной целью работы индивида по «Домострою» была не личная выгода и накопление денежных средств для удовлетворения собственных потребностей, а самоограничение для обеспечения самодостаточности домохозяйства.

  «Домострой», в отличие от западных собратьев, порицал собирание финансов для своекорыстного пользования, но одобрял его превращение в сокровища. Данной стратегией пользовались старообрядческие семьи и общины, подарившие России плеяду богатейших купцов, промышленников и меценатов.

Труд как добродетель

  Согласно «Домострою», одной из основополагающих добродетелей является труд, мотивированный не материальными благами, а моральными стимулами. Трудовая деятельность рассматривалась как нравственное деяние, в котором порицалось поклонение деньгам. Богоугодным делом считалась лишь та работа, при которой человек реально затрачивал свою физическую энергию. Именно поэтому на Руси не любили ростовщиков, считали их капитал паразитическим и всегда с недоверием относились к людям, сумевшим разбогатеть в короткие сроки.

Запасливость

  Благодаря «Домострою» русская женщина приобрела такую черту характера как запасливость и хозяйская бережливость. В третьей части данного сочинения, помимо многочисленных рецептов приготовления блюд, приводились советы, как правильно и рачительно организовать домоводство, чтобы ни при каких обстоятельствах не испытывать нужду. Так тем, у кого «поместий и пашень, сел и вотчины нет» предлагалось запасаться едой загодя, храня разнообразные припасы от мороженого мяса до разносолов и варений в погребах. Привив хозяйкам любовь к консервации,  «Домострой» невидимо присутствует и в современной жизни. Ведь несмотря на обилие продовольствия на прилавках магазина и хроническую нехватку времени, каждая уважающая себя хозяйка всё равно закрывает на зиму соленья, варенья и компоты.

  Здесь вместе с запасливостью рождается такая черта русского характера как гостеприимство и хлебосольство, поскольку испокон веков переступивших порог дома посетителей всегда было чем угостить.

  Слагая гимн женской хозяйственности, научая хозяйку держать дом в порядке и опрятности, «Домострой» завещает уделять время экономному рукоделию, когда ничего не выбрасывается, а идёт на другие нужды: «Как всякое платье кроить, и остатки и обрезки беречь» (гл. 31).

Параллели

  Исследователь «Домостроя» филолог Михаил Сперанский,  проанализировав литературное сокровище ХVI века, пришёл к выводу, что описываемая в ней семейная иерархия, отражает взаимоотношения между людьми и Господом.

  Каждый отдельно взятый дом в его представлении являлся «Обителью Бога», где человек, сотворенный   по образу и подобию Господа, создавал свой собственный мир, собственную вселенную.

Чужое мнение

  В «Домострое» прописано вести семейную жизнь с оглядкой на общественное мнение, поскольку заслужить «от людей смех и осуждение» было самым страшным наказанием. Для этого супругам советовалось скрывать от посторонних внутренние конфликты, демонстрируя на публике благополучие и согласие.

  Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика «Домостроя»  включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

  Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд объявлялся одной из главных христианских добродетелей. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники.

  Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовалось, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

  Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

  Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».

  Сегодня «Домострой» реабилитирован, его текст находится в свободном доступе. Прояснилось, что свод правил относительно семейной жизни не такой уж и ошеломляющий: нужно лишь сохранять трезвый образ жизни, чистоту в доме и верность в супружеских отношениях, воспитывать в детях почтение к труду и старшим членам семьи.

  Книга написана образованными русскими людьми для образованных русских людей. По словам историка И.Е.Забелина, «Домострой» был цветом нашей старой книжной образованности... В практическом, жизненном смысле он явился концентированным соком русской нравственности, возделанной в течение вeков на почве писания и на почве исконивечных бьrrовых идеалов».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх