Один из источников, которым постоянно пользуюсь при написании книги "Покров над Троицей", является имеющий мрачную репутацию "Домострой"
Есть такие книги, которые не изучают в школе, не читают по своему выбору, но знают про них все – таков «Домострой». Мнение, что эта книга - доказательство русской дикости, там учат воспитывать детей побоями и проповедуют кнут для жены, опирается на весьма авторитетные личности:
Трудно представить себе большее извращение христианства, чем отвратительный «Домострой». Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный характер. - писал Бердяев Н. А. в «Русской идее» в 1946 году.
Тему «природной дикости русских» с удовольствием подхватили «наши западные партнеры» и прислуживающие им либералы.
Мне довелось найти в современном англоязычном издании статью за 2016 год с названием : “If He Beats You, It Means He Loves You” (Он Бьет Тебя, Это Значит, Что Он Любит Тебя”), где рассказывают о насилии в семьях над женами в современной России и ссылаются на "Домострой", как на книгу, демонстрирующую историческую преемственность этой "традиции". Отечественные либеральные авторы тоже указывали на угнетенное положение "слабого пола" на Руси. Историк Костомаров писал: «Русская женщина была постоянною невольницею с рождения и до гроба. Её держали взаперти, мужья избивали жён плетью, розгами, дубинами.»
Если почитать оригинал "Домостроя" то цитаты с этими ужасами вы там не найдете. Про битье там действительно написано, но про битье не жены, а слуги, и то с целой страницей оговорок.
О насилии в этом учении написано следующее:
«Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего и его жену, и детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.»
«Домострой» – памятник русской культуры и домашняя энциклопедия, источник знаний о том, чем и как жили наши предки, каких моральных норм придерживались, какие нравственные критерии проповедовали, ибо «Домострой» был наставником разных правил не только семейной-бытовой, но и духовной жизни.
Протопоп Сильвестр, духовник Ивана IV Васильевича, был редактором «Домостроя», собравшим известные русские и западные книги, чтобы ответить на главные вопросы жизни:
- Как относиться к Церкви и власти;
- Как строить отношения в семье;
- Как вести домашнее хозяйство.
В советское время были придуманы две новые книги в пику «Домострою». Одна называлась «Домоводство», вторая - «Книга о вкусной и здоровой пище», хотя даже набор глав и список освещаемых вопросов был близок к ругаемому «Домострою».
Этот кладезь чтили 400 лет как полезный свод правил, следуя которому люди обретали уважение и семейное счастье. И только в XIX веке, после проникновения в русское дворянство либеральных западных идей, средневековый трактат стали обвинять в жестокости и необоснованной грубости, а потом и вовсе позабыли, иногда упоминая лишь самые нелицеприятные моменты наказаний слуг и нерасторопных жен. Но таким ли жестоким и унылым был уклад жизни, предлагаемый в «Домострое», как об этом принято читать.
«Домострой» был далеко не первой попыткой систематизировать пособия и наставления.
На Руси издавна создавали всевозможные «поучения», где авторы стремились передать потомкам свой опыт в государственном строительстве и отношениях с другими людьми. Безусловно, самый известный пример такого произведения — «Поучения Владимира Мономаха». Однако «Домострой» стал первой «настольной» книгой, написанной на практические темы максимально понятно читателю, для чего автор использовал обыденный светский язык наряду с церковнославянским.
Хотя первая книга была составлена в Новгороде в конце XV века, и сборники наставлений для домохозяина были известны до знаменитого сильвестровского «Домостроя», именно его редакция получила широкое распространение в России с середины XVI века.
Книга состояла из 67 глав и начиналась с «Поучения отца сыну».
Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле...
Домострой догматичен. Его написание было необходимо в те годы. Текст трактата помогал в трудных ситуациях. Определённость отношений предпочтительнее непредсказуемости.
Вера, закон и любовь — три основания, на которых стоит настоящий Дом. Закон обеспечивает порядок, Любовь обогащает порядок милосердием, без которого он переродился бы в деспотизм. Вера придает смысл всему зданию.
Академик Д. С. Лихачев писал: «В “Домострое” перед читателем развертывается грандиозная картина семейного быта и идеального поведения хозяев и слуг <…>. Идеал “Домостроя” — это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости — запасливости и аскетизма».
Вопреки бытующим стереотипам, «Домострой» стремился к смягчению нравов своего времени, экономически и богословски обосновывая умеренность в наказаниях. Он запрещает бить по глазам и ушам, «под сердце кулаком», деревянными и железными предметами, чтобы битье не приводило к порче здоровья. При этом битье может быть применено только в качестве крайней меры, за очевидную вину и лишь тогда, когда другие способы воспитательного воздействия исчерпаны.
Представляю, как будут возмущены мои сверстники, когда я позволю себе утверждать, что гений отечественной педагогики Макаренко начал свою карьеру с рукоприкладства аккурат в соответствии с наставлениями «Домостроя» - применять физические наказания, когда другого выхода уже не остаётся.
Оцените, с каким трепетом и восторгом пишет «Домострой» про женщину, называя источником благополучной жизни и наградой для мужа.
«Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь <…> Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. <...> За жену хорошую мужу хвала и честь.»
Отражая принципы социальной жизни и нравственного воспитания человека в неразрывной связи с православной верой, сборник «Домострой» являлся одним из столпов, повлиявших на формирование русского характера.
Данное средневековое творение структурно разделено на три части: духовную, мирскую и хозяйскую. В первой изложены положения, отражающие взаимоотношения русского человека с Всевышним и Царём. Второй раздел повествует о правильном семейном устройстве, а третий подсказывает, как гармонично вести домашнее хозяйство.
Хозяйственная бережливость
Из «Домостроя» берёт своё начало такая свойственная русскому характеру черта, как хозяйственная бережливость, о чём писал в своих работах академик Дмитрий Лихачёв. Текст этого свода пестрит советами об экономном образе жизни и нестяжательстве, при котором надо довольствоваться тем, что есть. Формулы «ешь то, чем можно быть сыту, пей то, чем можно утолить жажду, одевайся так, чтобы не быть нагу» и «что сам можешь сделать, за то денег не плати» сформировали менталитет человека, не стремившегося капитализировать свой заработок.
Отсюда же проистекает тяга русского человека к собиранию разного рода бывших в употреблении предметов, которые они переделывали в нечто необходимое, сохраняя при этом свои сбережения.
Главной целью работы индивида по «Домострою» была не личная выгода и накопление денежных средств для удовлетворения собственных потребностей, а самоограничение для обеспечения самодостаточности домохозяйства.
«Домострой», в отличие от западных собратьев, порицал собирание финансов для своекорыстного пользования, но одобрял его превращение в сокровища. Данной стратегией пользовались старообрядческие семьи и общины, подарившие России плеяду богатейших купцов, промышленников и меценатов.
Труд как добродетель
Согласно «Домострою», одной из основополагающих добродетелей является труд, мотивированный не материальными благами, а моральными стимулами. Трудовая деятельность рассматривалась как нравственное деяние, в котором порицалось поклонение деньгам. Богоугодным делом считалась лишь та работа, при которой человек реально затрачивал свою физическую энергию. Именно поэтому на Руси не любили ростовщиков, считали их капитал паразитическим и всегда с недоверием относились к людям, сумевшим разбогатеть в короткие сроки.
Запасливость
Благодаря «Домострою» русская женщина приобрела такую черту характера как запасливость и хозяйская бережливость. В третьей части данного сочинения, помимо многочисленных рецептов приготовления блюд, приводились советы, как правильно и рачительно организовать домоводство, чтобы ни при каких обстоятельствах не испытывать нужду. Так тем, у кого «поместий и пашень, сел и вотчины нет» предлагалось запасаться едой загодя, храня разнообразные припасы от мороженого мяса до разносолов и варений в погребах. Привив хозяйкам любовь к консервации, «Домострой» невидимо присутствует и в современной жизни. Ведь несмотря на обилие продовольствия на прилавках магазина и хроническую нехватку времени, каждая уважающая себя хозяйка всё равно закрывает на зиму соленья, варенья и компоты.
Здесь вместе с запасливостью рождается такая черта русского характера как гостеприимство и хлебосольство, поскольку испокон веков переступивших порог дома посетителей всегда было чем угостить.
Слагая гимн женской хозяйственности, научая хозяйку держать дом в порядке и опрятности, «Домострой» завещает уделять время экономному рукоделию, когда ничего не выбрасывается, а идёт на другие нужды: «Как всякое платье кроить, и остатки и обрезки беречь» (гл. 31).
Параллели
Исследователь «Домостроя» филолог Михаил Сперанский, проанализировав литературное сокровище ХVI века, пришёл к выводу, что описываемая в ней семейная иерархия, отражает взаимоотношения между людьми и Господом.
Каждый отдельно взятый дом в его представлении являлся «Обителью Бога», где человек, сотворенный по образу и подобию Господа, создавал свой собственный мир, собственную вселенную.
Чужое мнение
В «Домострое» прописано вести семейную жизнь с оглядкой на общественное мнение, поскольку заслужить «от людей смех и осуждение» было самым страшным наказанием. Для этого супругам советовалось скрывать от посторонних внутренние конфликты, демонстрируя на публике благополучие и согласие.
Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика «Домостроя» включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.
Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд объявлялся одной из главных христианских добродетелей. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники.
Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовалось, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.
Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.
Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».
Сегодня «Домострой» реабилитирован, его текст находится в свободном доступе. Прояснилось, что свод правил относительно семейной жизни не такой уж и ошеломляющий: нужно лишь сохранять трезвый образ жизни, чистоту в доме и верность в супружеских отношениях, воспитывать в детях почтение к труду и старшим членам семьи.
Книга написана образованными русскими людьми для образованных русских людей. По словам историка И.Е.Забелина, «Домострой» был цветом нашей старой книжной образованности... В практическом, жизненном смысле он явился концентированным соком русской нравственности, возделанной в течение вeков на почве писания и на почве исконивечных бьrrовых идеалов».
Свежие комментарии